НОВОСТИ

В Италии по запросу России арестован украинский режиссер Евгений Лавренчук

Его обвиняют в крупном мошенничестве. Семья и окружение режиссера считают, что уголовное дело сфабриковано и похоже на политическое преследование.

Украинского театрального режиссера, номинанта Шевченковской премии, бывшего главного режиссера Одесского театра оперы и балета, заслуженного артиста Украины Евгения Лавренчука задержали в Италии по запросу России о его экстрадиции. В России Лавренчука обвиняют в крупном мошенничестве (согласно УК РФ – от 250 тыс. до 1 млн руб.). Находясь на территории России 8 лет назад, Евгений, якобы, совершил уголовное преступление. Именно по этому обвинению Таганский районный суд города Москвы принял решение о заключении Е.Лавренчука под стражу и он был объявлен РФ в Международный розыск по линии Интерпол для экстрадиции его в Россию.

Семья и окружение режиссера считают, что уголовное дело сфабриковано и похоже на политическое преследование. Ведь Евгений уехал из РФ еще в 2014 г., в розыск его объявили лишь в июле 2020 г. А задержали его в транзитной зоне аэропорта Неаполя после множества иностранных перелетов, в конце декабря 2021 года. Когда он возвращался из Израиля, где он трудоустроился в Театре, домой к матери во Львов.
 
Вопросов в этой истории и правда больше, чем ответов. Почему режиссера задержали именно сейчас, когда он трудоустроился в израильский театр? Почему Россия не обратилась с прямым запросом о выдаче в Украину, согласно Минской конвенции? Почему Российская власть озаботилась Международным поиском гражданина Украины по сравнительно малозначимой уголовной статье, срок привлечения к уголовной ответственности по которой уже истек? Почему украинские пограничники не предупредили Евгения, что он находится в Международном розыске по линии Интерпола при многократном пересечении им украинской границы?
20220104204442-1700

Кто такой Евгений Лавренчук

 
Евгений родился в 1982 г. во Львове, учился в польской школе имени Марии Магдалены. В 2003 г. он окончил Российскую академию театрального искусства по специальности «оперный режиссер». Был учеником гениального Романа Виктюка. В 2004 г. Евгений зарегистрировал «Польский театр в Москве». В России он стал обладателем Золотой медали, титулов «Юбиляр года» и «Младший режиссер года» на выставке «Сцена России». Работал в Германии, Литве, Польше. В 2013 году «За выдающиеся достижения в области культуры и науки» Лавренчуку было присвоено звание Заслуженный деятель культуры Польши.
 
В 2014 г. Лавренчук покинул Россию в знак несогласия с политикой государства, заявив, что «не может находиться в стране, которая убивает его соотечественников». После этого несколько лет работал в Израиле. На конкурсе Евровидение-2017 был креативным директором Евроклуба и режиссером фанзоны.
 
В марте 2018 г. Лавренчук стал главным режиссером Одесского национального академического театра оперы и балета, выиграв открытый конкурс. В 2020 г. его авторская постановка «La Traviata» впервые в истории украинской оперы получила государственную премию имени Леся Курбаса и попала в короткий список Шевченковской премии в 2021 году. Лавренчук получил звание Заслуженного артиста. В Одесской опере режиссер проработал 3 года, после чего ему без разумного объяснения не продлила контракт многолетний директор Оперного театра, соратница по партии «Доверяй дела» бывших депутатов ВРУ и соратников президента Януковича мэра Одессы Геннадия Труханова и главы Одесской обладминистрации Сергея Гриневецкого Надежда Бабич.

Лавренчук и Бабич

 
Надежда Бабич – многолетняя директор Одесского Оперного театра. В период президентства Януковича, с 2006 по 2010 г., Бабич работала начальником департамента культуры Одесской ОГА. И именно при ее полном бездействии произошло скандальное увольнение генерального директора, талантливого режиссера Сергея Проскурни. Который старался установить в Одесском Оперном проукраинскую позицию и современный подход к театральным постановкам. Будучи депутатом в коалиции Виктора Януковича, Надежду Бабич всегда поддерживал бывший партократ КПСС и руководитель Одесской области Сергей Гриневецкий, как куратор и меценат Театра, ее друг и однопартиец по партии «Доверяй делам» на местных выборах 2020 в Одессе. В 2016 г. за многолетний труд в Одесской областной администрации и Оперном театре Надежда Бабич получила Почетный знак городского головы «Благодарность» из рук своего будущего однопартийца и мэра Одессы Геннадия Труханова.
 
В 2018 г. главным режиссером театра стал Лавренчук, чья личность, вероятно, перестала устраивать Бабич после объявления последним желания участвовать в следующем конкурсе на должность директора Оперного театра. У действующего директора Театра Бабич как раз заканчивался срок контракта. «Режиссер, который находится в плотной связке со временем. Его задача – говорить со зрителем на современном языке, а в идеале – на языке, опережающем время — говорил в комментариях о своем намерении стать директором Одесского Оперного Лавренчук. «Режиссер не вписывается в гостеатр» – именно по такому сценарию развивался скандальный сюжет в Одесской опере, вышедший далеко за пределы Одессы. Впрочем, как и во многих других городах Украины.
1470402618_0_olg_3586

В 2021 г. должно было произойти знаковое событие – открытый конкурс на должность генерального директора Одесского национального академического театра оперы и балета. Среди претендентов – директор Надежда Бабич и главный режиссер Евгений Лавренчук. Учитывая успех постановки, получившей множество похвальных отзывов, талант и признание самого режиссера Лавренчука, его модернизм, у него был реальный шанс потеснить на конкурсе человека «старой формации», номенклатурщицу Бабич. У Одесской городской и областной власти появился реальный шанс утратить полный контроль над Одесским Оперным театром, если на конкурсе вновь не победит Бабич.

 
В марте 2021 г. Лавренчук уволился из театра, опубликовав на своей странице в Facebook селфи с разбитым лицом, документ, подписанный Надеждой Бабич, о непродлении с ним контракта, и пост, в котором рассказывал о том, как в декабре 2020 г. его избили. «Валите из театра и будете целы» – так сказали титушки, которые специально поджидали режиссера после репетиции в Театре по пути домой.
«Я их увидел в момент нападения. Я бы их узнал. Наверное, узнал. Один сразу нанес удар в лицо, я упал, у меня не было возможности поднять голову, потому что сразу следовал другой удар, третий. Ногами били.»
 
Было возбуждено уголовное дело. Через некоторое время Лавренчук дал ряд интервью, в которых говорил, что цели обвинить Надежду Бабич у него не было. Но в связи с разразившимся скандалом и угрозами в свой адрес, в том числе по поводу желания принять участие в конкурсе, Лавренчук вынужден был скрываться, опасаясь расправы со стороны влиятельных друзей Надежды Бабич. Связь между нападавшими на Лавренчука титушками и работниками Оперы до сих пор не доказана следствием. Как не найдены полицией и сами нападавшие.

Однако неудовлетворительная оценка работы режиссера дирекцией Театра вызывает вопросы. Чтобы понять, что режиссер не годится – опытному руководителю, какой несомненно является Надежда Бабич, года более чем достаточно. Лавренчук же проработал в театре 3 года, получил ряд престижных премий и государственных наград. И в этой ситуации возможно одно из двух – либо у всех судей жюри различных премий проблемы со вкусом, либо дирекция Одесской оперы (преднамеренно?) ошиблась.

 

Может ли быть связан нынешний экстрадиционный арест Евгения Лавренчука с тем, что именно сейчас он одновременно оказался неугоден и «старым кадрам» времен Януковича из дирекции Одесского театра, и российским властям своей политической позицией? Или у них наконец появился реальный шанс свести счёты с неугодным и неудобным талантливым режиссером, пока тот не получил признание еще и в Израиле? После чего может появиться еще больше вопросов к неизменному уже многие годы руководству Одесской оперы и конкретно к Надежде Бабич, а «достать» обвиняемого Россией гражданина Украины, работающего в Израильском театре станет намного сложнее. На эти вопросы мы пока ответить не можем. Однако продолжаем наблюдать за ситуацией с экстрадиционным арестом Лавренчука в Неаполе по запросу РФ и призываем СМИ и правозащитные организации придать этой истории максимальную огласку.

40421261_299335430655100_3996310929686921216_o