НОВОСТИ

Миграционная служба Украины считает, что беларусским беженцам безопасно в России, а в тюрьмах Беларуси не нарушаются права человека

На этом основании государственная миграционная служба Украины отказала в предоставлении статуса беженца Юрию Зайцеву. Решение об отказе подписано лично начальником ДМС Украины Натальей Науменко, то есть это позиция службы в целом.

осударственная миграционная служба Украины отказала в предоставлении статуса беженца Юрию Зайцеву и в официальном документе пришла к следующим выводам:

  1. Россия – безопасная страна для беларусских беженцев.
  2. В Беларуси осуществляется соблюдение прав человека на высоком уровне.

Основываясь на выпуске за 2017 год (!) газеты «Аргументы и Факты РБ», ДМС говорит о значительных улучшениях в соблюдении прав людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях РБ. Миграционная служба считает, что в Беларуси есть справедливый суд, а осужденным не ограничивают возможность пользоваться защитой адвоката. Решение об отказе подписано лично начальником ДМС Украины Натальей Науменко, то есть это позиция службы в целом.

IMG_20211127_215033_495

Напомним, что Наталья Науменко была назначена главой ДМС Украины 11 октября. Вся трудовая деятельность Науменко прошла в ДМС по вопросам беженцев: от главного специалиста в Киевской облгосадминистрации до директора Департамента по делам беженцев, которым стала при Януковиче, и назначения главой миграционной службы в 2021 году.
Перед этим правозащитники требовали от Министерства внутренних дел провести конкурс на должность, поскольку назначение вызывало вопросы и у граждан, и у соискателей убежища в Украине. Дело в том, что Науменко и ранее отказывала в предоставлении защиты политическим беженцам из России и Беларуси, поскольку видит в них «воров в законе, педофилов и мошенников». Науменко заявляла, что правозащитники и представители общественности, критикуя работу ведомства, должны понимать, что «наряду с правами человека есть еще национальная безопасность». И «сложно разобраться в ситуациях, где искателей убежища действительно преследуют, а где люди выдают себя за преследуемых».

Интересно, что позицию ДМС не разделяют ОБСЕ и ООН. То есть миграционная служба устанавливает безопасность и соблюдение прав человека в Беларуси по вырезке из филиала российской газеты за 2017 год, игнорируя доклад ОБСЕ и Резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о систематических и исторических фактах нарушения прав людей в РБ, в том числе в исправительных учреждениях и тюрьмах за 2020 год.

В октябре 2021 г. в ООН снова обсудили ситуацию с правами человека в Беларуси. «За все время нашего наблюдения за Беларусью, мы видели там и наступление на права человека, и проявление авторитаризма, и даже очень жёсткое наступление на права человека, но то, что мы видели на протяжении последнего года, это уже совсем другое дело. Это попытка не только преследовать активистов или затруднить им жизнь, а полное уничтожение инакомыслия» – к таким выводам пришли правозащитники.

2_5264821364417630730

Безопасно ли беларусским беженцам в России?

Можно вспомнить громкое дело Алексея Кудина, которого выдали из России вопреки запрету ЕСПЧ. В Беларуси заслуженного мастера спорта, многократного чемпиона мира и отца пятерых детей обвиняли в нападении на милиционера на протестах в августе 2020 года. В ноябре 2020 Алексей переехал в Россию и обратился в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ изучил доводы о том, что преследование Алексея было политически мотивированным, а также доказательства пыток: ранения резиновыми пулями с металлической сердцевиной, сотрясение мозга, применение светошумовых спецсредств. Срок вынесения окончательного решения был установлен на 10 августа, однако уже 21 июля апелляционный суд Москвы принял решение об экстрадиции. Алексей приговорен к 2.5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

А в ноябре 2021 года те же «Аргументы и факты» пишут уже не о санаторно-курортных условиях беларусских тюрем, а об аресте в Санкт-Петербурге 24-летней Яны Пинчук – администратора Telegram-канала «Витебск 97%. Даже это российское издание не скрывает факт, что всего лишь за негативные сообщения в адрес правоохранителей и органов госвласти девушка обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса. Инициатором задержания и ареста Яны Пинчук выступили следственные органы Беларуси. До 10 декабря девушка будет находиться в СИЗО-5 в Санкт-Петербурге. Затем прокуратура будет решать ее судьбу и вопрос об экстрадиции в Беларусь.

Правозащитникам из Московской Хельсинкской группы (МХГ) и комитета «Гражданское содействие» известно как минимум о десятке дел беларусов, которых пытаются вернуть на родину через экстрадицию или другие миграционные механизмы (запрет на въезд, депортация), а также похищают и выдавливают из России.

pinczuk-0411

Соблюдаются ли права человека беларусских тюрьмах?

К сожалению, Витольд Ашурок уже не сможет ответить на этот вопрос. Координатор движения «За свободу» умер в колонии при невыясненных обстоятельствах. Витольда задержали 9 августа 2020г., в день президентских выборов в Беларуси. Суд приговорил активиста к 20 суткам: 15 за участие в несанкционированном мероприятии и 5 – за неуважение к суду. Однако вскоре возбудили уголовное дело и вынесли новый срок: 5 лет колонии строгого режима. 21 мая 2021 года Витольд Ашурок умер в шкловской колонии. Официальная причина – остановка сердца. Ему было 50 лет.

Вскоре появилось видео смерти Ашурка. На нем видно, что политзаключенного содержали в ШИЗО, что он шатается и падает при попытке сходить в туалет. Далее ему перевязывают голову. СК утверждает, что после второго падения для оказания помощи были вызваны работники медицинской части, но спасти мужчину не удалось. Видео представляют собой нарезку кадров, непонятно, что было до первого падения и перед вторым. Ранее проблем со здоровьем Ашурок не имел, утверждают его родственники и друзья. Тело Витольда было истощенным, в синяках и гематомах: «забинтована голова от макушки до носа, виден только рот».

Snimok-ekrana-ot-2021-05-25-17-39-21-1280x720

У 64-летнего Григория Костусева, главы партии БНФ, подозревают онкологию. Оппозиционера задержали по делу о покушении на Александра Лукашенко и уже более полугода он содержится в СИЗО КГБ. Результаты анализов и обследований родственникам не сообщают. Сам политзаключенный в своих письмах из СИЗО пишет, что ему нужна операция, что его мучают боли, он плохо спит, обезболивающие мало помогают. Дочь политика обращалась в Департамент исполнения наказаний, СИЗО КГБ и Минздрав. Однако ответа так и не получила.

3 ноября 2021г. ликвидированный режимом правозащитный центр «Вясна» сообщил о том, что в двухместной (!) камере №15 в ЦИП на Окрестина объявили голодовку 10 женщин. Больше года им не отдают передачи, крайне редко водят в душ и на прогулку, камеры переполнены, лекарства не выдают, а необходимую медицинскую помощь в связи с COVID-19 не оказывают. А с середины октября началось давление со стороны администрации из-за жалоб на условия содержания: у девушек забрали всю верхнюю одежду, которую они могли использовать в качестве матрасов. То, что женщины успели взять в руки, забрали и добавили в список арестованных вещей. Все остальное — в мусор. С 1 ноября не давали туалетную бумагу. По состоянию на 3 ноября в камере на 10 девушек осталось всего 4 зубные щетки, 3 бутылки для воды и примерно 7 прокладок. «Тут вам не санаторий» – так аргументируют свои действия сотрудника ЦИПа.

detail_d6fe8d22904117aba2b15c518f9c3ad0

И пару слов о справедливом суде и праве на защиту, в которых уверена Миграционная служба Украины.

Право на защиту – это конституционное право любого гражданина, адвокат не может преследоваться из-за выполнения своей работы. В Беларуси, однако, все не так. Адвокаты испытывают на себе беспрецедентное давление. По состоянию на 3 мая 2021 г. как минимум 20 человек лишены адвокатских лицензий. И это те, кто защищал политзаключенных: Виктора Бабарико, Марию Колесникову, Максима Знака. В апреле уже принят в первом чтении законопроект, которым кардинально меняется институт адвокатуры в Беларуси. Главной целью этого законопроекта является полное подчинение адвокатов Министерству юстиции, а также формирование в адвокатской среде «серых и тихих» адвокатов, которые не будут активно высказывать свою позицию. Хотя существующая судебная машина и так работает без особых сбоев: вне зависимости от того, есть адвокат или нет, гражданин все равно получит срок по уголовному делу или «сутки» по административному делу.

Мы призываем Державну міграційну службу України изучить актуальные новости о ситуации в Беларуси с правами человека, в том числе заключенных и политзаключенных, а также вспомнить о существовании Союзного государства и фактически единой системы правоохранительных органов с Россией. А также призываем МВС України, Офіс Президента України, ZMINA. Центр прав людини, UNHCR Ukraine — Aгентство ООН у справах біженців в Україні, Офіс Генерального прокурора, Людмила Денісова — Уполномоченная по правам человека, Українська Гельсінська спілка з прав людини — УГСПЛ обратить внимание на эту ситуацию. Тем временем правозащитная организация «Правое дело» уже ведет подготовку к суду по оспариванию решения ДМС об отказе в предоставлении статуса беженца.

Как вы считаете, ждут ли Юрия Зайцева право на защиту, справедливый суд и достойные условия содержания в случае экстрадиции в Беларусь?

c0ad3d4a-edd1-4766-a7cb-e5bdcd6d2a18